Йеменские хуситы из солидарности с палестинцами обстреливали торговые суда, и как следствие у крупнейших международных судоходных компаний лопнуло терпение.
Они поставили на паузу перевозки контейнеров, нефти, сжиженного газа и других грузов по главному торговому маршруту между Европой и Азией через Красное море, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив.
Чем хуситская блокада грозит мировой торговле и как долго с ней придется мириться мировой экономике?
Что случилось
Повстанцы-хуситы с ноября атакуют торговые суда в Баб-эль-Мандебском проливе из солидарности с ХАМАС. Хуситы контролируют значительную часть Йемена, пользуются поддержкой Ирана и считают врагами Саудовскую Аравию, США и Израиль. Они утверждали, что их цель — израильский торговый флот, но под обстрелы дронами и ракетами попали и не связаны с Израилем суда.
В результате большинство мировых судовладельцев, включая гигантов MSC, Maersk, CMA CGM перенаправили контейнеровозы длинным путем в обход Африки.
Если за ними последуют балкеры и танкеры, то морской трафик критически важным маршрутом через Суэцкий канал сойдет на нет.
Пока согласно данным Kuehne+Nagel, судовладельцы развернули более 120 контейнеровозов, на борту которых более полутора миллионов контейнеров.
Танкеры и газовозы не спешат вслед за ними к мысу Доброй Надежды огибать Африку. Британская нефтяная компания BP и норвежская Equinor пока лишь приостановили транспортировку нефти и сжиженного газа через Красное море в ожидании прояснения ситуации.
Балкеры с насыпными грузами и танкеры с сырьем могут переждать непродолжительный кризис на рейде, поскольку крупные компании заменить не приехавшую вовремя нефть или сжиженный газ другими поставками.
Однако контейнеровозы перевозят преимущественно потребительские товары и оборудование. Для них сроки доставки и своевременная разгрузка имеют критическое значение.
Европа импортирует морем из стран Азии и Персидского залива почти 15% всех товаров и сырья, в том числе 13% всей нефти и почти 22% нефтепродуктов, согласно данным аналитиков S&P Global Market Intelligence.
После вторжения России в Украину и западных санкций ответный маршрут приобрел особое значение для российского нефтяного экспорта.
С 7 млн баррелей нефти и нефтепродуктов, которые ежедневно перевозят через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив, 4 млн приходится на поставку из России в Азию, цитирует газета FT подсчеты аналитиков Gold. Чем угрожает блокада? и охрану перевозок по Красному морю. В результате фрахт подорожал на 4% всего за неделю. А путь в обход хуситских дронов лежит через мыс Доброй Надежды в Южной Африке. Он длиннее 10 дней и 3,5 тысяч морских миль.
Новые расходы на перевозку и страхование, перебои с поставками и очереди в портах неизбежно приведут к росту цен для конечных потребителей — подорожают и бензин на заправке, и товары в магазинах.
Инфляция и так бьет рекорды после пандемии наковы и вторжения России в Украину. Для борьбы с ней центробанки повысили ставки кредитов, что подрывает экономику и тормозит и без того вялый рост благосостояния в мире.
Инфляция только начала униматься, но если атаки хуситов приведут к новому витку цен, он рискует отложить сроки снижения ставок и оживления экономической активности.
Все будет зависеть от того, как долго будут отпугивать перевозчиков. от главного торгового маршрута между Европой и Азией.
Ведущая западная деловая газета FT уже назвала хуситскую блокаду «наибольшим переделом мировой торговли после вторжения России в Украину». Агентство Bloomberg прогнозирует, что нынешний кризис затмит предыдущий 2021, когда в Суэцком канале застрял гигантский контейнеровоз Ever Given. Судно снимали с мели неделю, а мировую торговлю лихорадило потом еще несколько месяцев.
В то же время нынешний кризис пришелся на тихий сезон в судоходстве, отмечает Крис Роджерс из S&P Global Market Intelligence. Проблемы неизбежны, особенно с доставкой потребительских товаров, но их масштаб пока сравним с постковидным кризисом, когда безумный отложенный спрос на товары и сырье, которые люди и компании не покупали в пандемию, вылился в заоблачные цены на фрахт и масштабные перебои в товарных цепочках. во всем мире.
«Не думаю, что на этот раз все будет так плохо, — сказал BBC Нильс Гаупт из немецкой судоходной компании Hapag-Lloyd, в которую в прошлую пятницу под хуситский обстрел попал контейнеровоз Al Jasrah. — Да, будут перебои, будут задержки. Но вряд ли речь идет о полном коллапсе поставок».