С детства нам предлагают выбрать , но удивительным образом, когда мы взрослеем, наши преимущества часто меняются. Часто на это влияют вещи, которые мы не контролируем.
В 1993 году производитель карандашей Crayola провел ненаучный, но интересный опрос. Компания попросила детей в США назвать их любимый цвет карандашей. Большинство выбрали достаточно стандартный голубой, а еще три его оттенка вошли в топ-10. Через семь лет фирма повторила свой эксперимент. Вновь голубой занял первое место, в то время как шесть других оттенков появились в первой десятке, среди них и цвет с красивым названием – цвет морской волны. К нему присоединились фиолетовый, зеленый и розовый.
Доминирование голубого цвета не удивляет Лорен Лабрек, доцент Университета Род-Айленда, которая изучает влияние цвета в маркетинге.
Она часто просит своих студентов назвать любимый цвет. После того, как они ответили, она щелкает на свою презентацию.
«У меня уже есть готовый слайд с надписью «80% из вас назвали голубой», — говорит Лабрек. И, как правило, не ошибается.
«Потому что когда мы становимся взрослыми, нам всем нравится голубой. Кажется, это межкультурное явление – люди просто любят этот цвет». (Интересно, что Япония является одной из немногих стран, где к трем популярным цветам относят белый).
Любимый цвет появляется у нас в детстве. -какого ребенка, и он не задумываясь ответит.
Как показывают исследования, младенцам нравятся разнообразные цвета, но предпочтение они отдают более светлым оттенкам.
Но чем больше времени дети проводят в мире, то больше они начинают развивать приверженность определенным цветам, с которыми они сталкиваются и какие ассоциаций они вызывают.
Яркие цвета, такие как оранжевый, желтый, фиолетовый или розовый, чаще связывают с положительными эмоциями, чем с чем-то неприятным.
Одно исследование с участием 330 детей от 4 до 11 лет обнаружило, что они использовали свои любимые цвета, когда рисовали «хорошего» персонажа, и обычно выбирали черный, когда изображали «плохого».
Социальное давление, например розовое — для девушек, также сильно влияет на выбор цвета, когда дети становятся старше.
Автор фото, Alamy
Обычно считают, что когда дети вступают в подростковый возраст , их выбор цветов приобретает более темные и мрачные оттенки, но академических исследований, которые бы это подтвердили, не так много.
Например, исследователи обнаружили, что британских девушек-подростков привлекают фиолетовые и красные цвета, тогда как мальчики предпочитают зеленые и желто-зеленые.
Одно исследование выяснило, что британские мальчики-подростки чаще выбирали для спальни белый, тогда как любимыми цветами называли красный и синий.
Кажется, что цветовые палитры сближаются, когда люди взрослеют.
Интересно, что взрослые не только предпочитают похожие цвета, но и не любят тоже одинаковые оттенки. Наименее популярный обычно – темно-желто-коричневый.
Но почему у нас появляются любимые цвета? И что влияет на их выбор?
Если коротко — у нас есть любимые цвета, потому что у нас есть любимые вещи.
По крайней мере, это суть теории экологической валентности, идеи, выдвинутой психологом из Университета Висконсин-Мэдисон Карен Шлосс и ее коллегами.
Ее эксперименты показали, что цвета – даже бежевый – далеко не нейтральны. Люди придают им значение по своему субъективному опыту и создают важные личные причины, чтобы считать какой-то оттенок отвратительным или привлекательным.
С появлением новых ассоциаций – из-за повседневного влияния окружающего мира — наши цветовые предпочтения могут измениться.
Исследование Шлосс также может объяснить и популярность голубого цвета у взрослых.
Она продолжается без изменений со времен первых исследований цвета еще в 1800-х годах.
Большинство нашего опыта с этим цветом, очевидно, положительно, как идиллический океан или чистое небо .
В том же ключе исследования Шлосс подсказывает, почему грязно-коричневый вызывает негативные эмоции, ассоциируясь с биологическими отходами или испорченными продуктами.
Исследователи также пытались выяснить, есть ли постоянная связь между любимыми цветами и характером человека.
Шлосс и ее команда попросили участников эксперимента еженедельно в течение года отслеживать цвета, которые им нравятся и не нравятся.
Казалось, что на выбор респондентов оказывала непосредственное влияние природа, а симпатии или антипатии росли и падали синхронно с изменением ее палитры.
Наибольший подъем пришелся на осень, когда теплые цвета – темно-красный и оранжевый – были в первую очередь популярны.